Дополнительные занятия - это не просто способ приятно провести время, это ранний старт и новые возможности для ребенка, инвестиции в будущее и хорошая платформа для обучения в дальнейшем. Как выбрать подходящие кружки и секции, составить оптимальный график для дошкольника или подростка, что делать, если ребенку неинтересно или не хватает времени - на эти вопросы отвечает Ирина Пенкина, @irapenkina, эксперт по гармоничному развитию детей, основатель центров детского развития Citykids, мама троих дочерей.
- Ирина, с какого возраста оптимально отдавать ребенка на кружки?
- Хочется прокомментировать выражение “отдавать на кружки”. Часто родители “отдают на кружки” чтоб заполнить время ребенка и потом разочаровываются. Здорово, если кружковая деятельность воспринимается родителем не как “место передержки” ребенка, а целенаправленно выбирается для развития конкретных навыков или же приобретения знаний. Надо учесть, что ребенку занятия должны подходить по возрасту, темпераменту, особенностям характера. Тогда - и только тогда - это приносит пользу.
Можно отдельно сказать про совместные активности ребенка и родителя. Именно совместные кружки - замечательная возможность освоить новые навыки для малыша, а родителю - получить новые знания о своем ребенке. Я советую быть рядом с ребенком, выбирать занятия по возрасту. Очень хорошо, если программа предусматривает присутствие мамы или папы.
Это важно для малышей, им будет легче привыкнуть и спокойнее заниматься. Также, такие кружки дают очень ценный опыт ранней социализации и общения со сверстниками и позволяют усиливать коммуникативные навыки, являющиеся навыками будущего.
Если говорить о кружках, направленных на развитие конкретных знаний или умений - языковых, математики, программирования - здесь нужно смотреть на подход, в котором они реализуются. Помните о том, что игры и физическая активность очень важны. Именно в играх ребенок легче учится. И это основная форма познания для ребенка - до школы и даже в младшей школе.
- Есть ли какие-то правила для выбора секции, кружка?
- Огромная боль и важное родительское умение - составить расписание ребенка так, чтобы оно отвечало сильным сторонам малыша, развивало его, при этом не перегружало и оставляло возможность для игры, творчества и даже, немного, скуки.
Также стоит отметить, что не все кружки, допустим, программирования, будут решать одни и те же задачи ребенка. В одном - упор на информационную грамотность, в другом - учат развитию логического мышления: выстраиванию методов программирования под определенную задачу.
Прежде всего, стоит исходить из особенностей ребенка: его возраста, индивидуальных предпочтений, а также ваших образовательных задач.Так формируется список нужных тематик-дисциплин-навыков. Постройте приоритетность по ним - насколько это нужно для данного возраста.
Для дошкольников можно сконцентрироваться на развитии первых умений и укреплять детей физически. Для этого может быть множество кружков.
Для школьников же можно добавлять так называемые “твердые” навыки.
Возьмем для примера рисование. Для дошкольника главное - возможность самовыражения и развитие креативности, попробовать разные техники и поработать со всеми материалами. А для ребенка постарше можно обратить внимание на художественный навык. Не просто попробовать писать картину в какой-то технике, а изучать ее особенности и правильное выполнение.
Вы определились с темами? В первую очередь, начните искать кружок возле дома. Если подходящих нет - может, стоит присмотреться к системе онлайн занятий.
Всегда хорошо родителю самому посмотреть на место, где проходят занятия и познакомиться с ведущим.
- Что должно быть решающим фактором для выбора секции - удобство для родителей, близость к дому, цена или то, что хочет ребенок?
- Здесь у каждой семьи свои требования и их сочетание.
Чем старше ребенок - тем больше родителям стоит учитывать его мнение в выборе занятий, как они проходят, насколько далеко.
Объясните ребенку, зачем и что необходимо, почему выбран этот кружок, чего вы ждете от него. Например, вы скажете, что считаете важным выучить иностранный язык. И предложите на выбор - языковой класс или индивидуальные занятия, по мессенджерам или личная встреча с репетитором, игра или общение на этом языке, ездить или заниматься дома.
Это даст ребенку ощущение важности выбора для него и поддержки родителей, их внимания к его желаниям.
- Правильно ли нагружать ребенка по полной? Некоторые родители нагружают в надежде на то, что у ребенка не останется времени на гаджеты.
- Сами по себе гаджеты не такое уж и зло, это норма жизни, в которой мы с вами живем. Дети могут быть подвержены зависимости, но надо помнить, что им жить в мире, где это - обычная техника для работы и общения.
Научите правилам безопасности, просматривайте контент и регулируйте время, проведенное в гаджетах.
Многие родители хотят занять ребенка так, чтобы не было свободного времени. Но такое было и до гаджетов. Чаще всего это просто желание дать хороший старт ребенку.
Важно помнить, что детям крайне необходимо время на самостоятельную игру, свободное творчество, а также и просто скуку - хотя бы иногда. Исследования показывают, что в моменты, когда дети скучают или мечтают, у них происходят важные процессы самопознания, развития самостоятельности и креативного потенциала. А это очень важные вещи в современном мире, которые влияют на общее развитие.
Так что, я бы посоветовала оставить свободное время ребенку: с собой и для себя.
- Как понять, что ребенок перегружен?
- Это можно заметить по косвенным признакам, когда у ребенка нет времени на игру, и он сам вам об этом скажет: что он хочет поиграть или же побыть дома. Обязательно прислушайтесь. Также возможно нарушение режима и сна, возникновение нервозности и тревожности.
- Если ребенку не нравится секция - нужно ли сразу ее менять?
- Помните, что детям надо время, чтобы привыкнуть к новому. Дошкольнику может понравиться первое занятие, но стойкого интереса не будет, и на третье-четвертое он просто не захочет пойти. Здесь можно немного проявить настойчивость и подождать несколько недель, когда ребенок втянется и затем делать выводы.
Особенно это важно, если он выбирал секцию вместе с вами и нет реальных причин от нее отказаться. Решите, будете ли вы поддерживать его интерес.
Расспрашивайте ребёнка о том, что происходило на занятии, помогайте анализировать его чувства. Делитесь тем, как было в вашем детстве и тем, что всем нужно время освоиться и привыкнуть. Напоминайте об изначальном интересе ребёнка и что хотелось достичь. Так ребенок будет ощущать ответственность за решения и чувствовать вашу поддержку и внимание.
На мой взгляд, дошкольникам нужно дать возможность попробовать разные занятия, прежде чем включаться в серьезную секцию.
- Если говорить о старшеклассниках - как выбрать секцию подростку, на что нужно опираться?
- Подросткам крайне важна активность вне школы для формирования своего круга общения. В этом возрасте важно появление наставника вне семьи, поэтому личность руководителя будет очень значима, как и его отношение к делу.
Насколько формируется коммьюнити вокруг этого человека и занятия - настолько будет увлечен ваш ребенок.
Подростки сейчас такие информационно подкованные, что сами находят себе кружки, и сами могут на них записываться. Часто сложность как раз в том, чтоб все успеть, так много всего хочется.
Здесь важная работа: помочь очертить приоритеты - как будет строиться школьное обучение. Помогите поставить задачи и создать график, чтобы ребенок определил то время, которое доступно.
Дети просят разрешения заниматься в кружках сами. Родители здесь могут ставить свои ограничения по возможностям. И да, подросткам тоже крайне необходимо время для себя.
Мы искренне благодарим Ирину за ее ответы и надеемся, что они помогут вам в выборе дополнительных занятий для детей и целесообразности того или иного кружка или секции.
Фото:
pexels.com