Корзина

В корзине нет товаров

Избранное
Всего: 0 товаров
Август 24, 2022

Развивающая методика Монтессори

Многие родители хотят видеть своего ребенка самостоятельным и всесторонне развитым, привить малышу стремление познавать мир, полезные навыки и увлечения, сохраняя при этом в доме дружелюбную атмосферу, без излишнего давления на ребенка. Развивающая методика Монтессори сближает взрослых и детей, нацелена на раскрытие потенциала и возможностей ребенка.

Мария Монтессори

Уникальная педагогическая система пришла к нам из Италии как разработка известного врача и педагога Марии Монтессори. Метод до сих пор остается востребованным,несмотря на то, что появился более 100 лет назад. Его охотно применяют в муниципальных и частных детских садах, школах, центрах раннего развития и для детей с ограниченными возможностями.

Мария Монтессори родилась в 1870 году в итальянской коммуне Кьяравалле. Отец девочки был простым работником табачной фабрики, но прекрасное образование матери стало для нее стимулом для всестороннего развития и успешной учебы. Она живо интересовалась физикой и химией, проявляла неплохие математические способности.

В 1890 году Мария поступила в университет Сапиенца в Риме на естественнонаучное отделение, а еще через два года – в медицинскую школу. Там Мария Монтессори стала первой женщиной-медиком, из-за чего ей пришлось столкнуться с негативным отношением к себе со стороны преподавателей и студентов.

С 1897 года Мария начала работать с детьми, страдающими психическими расстройствами, изучала материалы по педагогике. В это время разработаны основы нового метода развития детей, по сравнению с подходами 19 века. В последующие годы Монтессори много работала над своим детищем, вносила корректировки и дополнения, чтобы система подходила для всех детей без исключения. Многие известные личности обучались по методике этой удивительной женщины: сооснователь Google Сергей Брин, основатель Wikipedia Уилл Райт, актер Джордж Клуни, основатель Amazon.com Джеффри Безос.

Суть системы Монтессори

Методика предназначена не только для малышей и детей дошкольного возраста, но и для подростков-школьников. Ее суть – это индивидуальный подход к обучению и воспитанию, с опорой на самостоятельность, личные интересы и тщательно подготовленные дидактические материалы. Педагог видела в каждом ребенке цельную личность с уже сложившимся характером и талантами, поэтому ребенку нужно лишь помочь развиваться по своему собственному пути. А взрослым остается только наблюдать и помогать при необходимости.

Основные принципы метода

Задача воспитателей, родителей и педагогов – раскрыть заложенный в малышах потенциал, развивать самостоятельность и свою точку зрения, побуждая самому искать ответы на вопросы. Для этих задач необходимо организовывать подходящие условия в школах, садах, на дому.

  • Взрослые не должны становиться непререкаемым авторитетом и подстраивать личность и характер малыша под свои желания. Они лишь помощники, проводники, создающие условия для комфортного изучения окружающего мира. Можно купить развивающие игрушки или одежду по возрасту, но нельзя диктовать, что надевать и во что играть.

  • Ярко выраженный индивидуализм. В этой методике не предусмотрена работа в группе. К каждому ребенку подыскивается собственный подход, учитываются его интересы, способности и склонности, черты характера.

  • В каждом ребенке от рождения заложен интерес к жизни, желание изучать этот мир, развиваться и трудиться. У него есть особые таланты, данные ему природой. От взрослых требуется только помогать и ненавязчиво направлять.

  • Обучение и воспитание происходит через самостоятельное открытие. Во главе метода стоит практика, а не теория. Навыки, умения и знания усваиваются через практику, работу с игрушками, дидактическими материалами.

Купить дидактические материалы, настольные и напольные игры можно в магазине. Часть пособий, игрушек можно сделать самостоятельно или совместно с ребенком. Такой подход не только обучает, но и демонстрирует ценность каждой вещи и вложенного в нее труда

Возрастная градация

Важную роль в системе Монтессори играет разделение на возрастные периоды.

  • До года важен эмоциональный, тактильный и звуковой контакт с родителями.

    Для стимуляции развития ребенка, будет полезно разговаривать с ним дружелюбным и веселым тоном, сохраняя зрительный контакт, а также каждый день петь простые детские песни, колыбельные или даже читать стихотворения, состоящие из часто используемых простых слов. Такие занятия уместно проводить в любое время дня: перед сном, во время смены подгузника, приготовления еды. Также можно брать ребенка на колени и показывать ему черно-белые изображения простых предметов, таких как дом, кошка, рука, дерево, машина, четко произнося их название. 

    В возрасте от двух месяцев ребенку можно давать погремушку или игрушку для захвата. Они должны быть сделаны из натурального дерева и без ядовитых красок и лаков, так как малыши склонны тянуть в рот все, что им удается схватить. Еще один прекрасный способ для развития ребенка - это установить безопасное акриловое зеркало, чтобы ребенок, лежа на коврике или одеяле, мог рассматривать свое отражение, осознавать свое тело и движения.

  • С 1 года до 2 лет дети больше не хотят целый проводить время на руках у матери и стремятся самостоятельно исследовать окружающую среду. От года до двух ребенка уже можно учить есть без помощи взрослых, самостоятельно одеваться, расчесывать волосы, умываться. Это должно происходить естественно во время повседневной рутины. В форме игры можно учить ребенка открывать и закрывать различные типы замков и крышек, лепить из теста, пластилина или глины, сортировать предметы по форме, собирать пазлы из трех-четырех штук, рисовать мелками или пальчиковыми красками.

  • С 2 до 3 лет у детей улучшается координация и концентрация, мелкая и крупная моторика, увеличивается словарный запас и, как правило, дети начинают разговаривать. В этом возрасте детям нравится занятия, связанные со сравнением размеров предметов, они активно используют слова “большой”, “очень большой” или маленький”. Для ребенка можно вырезать фигурки, числа и буквы из фактурной бумаги, чтобы он мог не только видеть и слушать, но и чувствовать. Также можно проводить занятия по изучению названий и сопоставлению цветов. Для этого можно делать цветные планшеты, чтобы ребенок мог найти пары одинаковых цветов. Для развитие мелкой моторики будет полезно учиться застегивать пуговицы, можно обойтись подручными материалами и использовать кардиган с большими пуговицами. 

    В 2 года ребенок привыкает к определенному укладу дня, поэтому если привычные ритмы деятельности неожиданно меняются, ребенок может расплакаться. Например, если вместо дневного дня ребенка повели в магазин или подали молоко не в зеленой чашке, как обычно, а в желтой, или после купания его попросили поиграть в игрушки, а не почитали книжку, как это делали до этого. В этот период для обучения ребенка важен режим, порядок, последовательность и повторяющиеся действия, поэтому рекомендуется составлять расписание занятий на неделю. Это самое подходящее время, чтобы учить второй язык. 

  • С 3 до 5 лет идет всестороннее развитие от формирования понятной речи до мелкой и крупной моторики. В этом возрасте можно тренировать все навыки, описанные выше, а также добавлять новые занятия, полезные для практической жизни, например, перемещать детский столик, носить стул, закрывать и открывать двери, накрывать стол и убирать со стола, подметать пол. В этом возрасте детям можно и нужно доверять выполнение простых задач под присмотром взрослых, например, полить растение, покормить домашнего питомца или вымыть посуду.  Для последнего можно организовать специальный столик, подходящий ребенку по росту, поставить миски с водой, губку, полотенце.

  • В период с 4 до 5 лет можно проводить как можно больше времени на открытом воздухе, строить шалаши, рассматривать объекты в бинокль, кормить птиц. Хорошим занятием будет совместное чтение, приготовление еды, игра в прятки, танцы, а также творчество (поделки из листьев, веточек, крупы или подручных материалов). Ребенок учится владеть телом, развивает координацию, поэтому уголок для занятий спортом необходим.

  • От 5 до 6 лет дети уже способны хорошо концентрироваться и могут повторять одно и тоже действие много раз. В этом возрасте рекомендуется освоить навыки письма, а затем – чтения. Приветствуется работа с пластилином, камешками или фасолинами, палочками и другими мелкими предметами разной формы – в этот период важно сенсорное развитие. Дети учатся наощупь определять фактуру, вкус, размер и форму объектов. Слушают музыку и смотрят красочные картинки, мультфильмы, изучают более сложные звуки.

  • Дошкольники обучаются основам этикета и поведения в обществе: слова «спасибо», «здравствуйте» и «до свидания», узнают, что такое вежливое общение и умение вести себя. В этот период ребенка учат просить прощения, говорить тихим голосом, чтобы не мешать другим, ждать, подбирать предметы, если что-то упало, убирать в комнате и дома, не перебивать других и т.д.

При работе с малышами на дому следует помнить, что границы возрастов не определены четко. Каждый ребенок усваивает новое в удобном, комфортном для него темпе, опережая или слегка отставая от сверстников по тем или иным параметрам.

Плюсы системы Монтессори

Метод воспитания Монтессори мягко и комфортно развивает у малышей и подростков

  • Ответственность, умение признавать и исправлять свои ошибки

  • Самостоятельность, навыки личной гигиены, соблюдение порядка в вещах, игрушках, комнате.

  • Простые бытовые навыки и понимание своих обязанностей в форме игры.

  • Способность организовать свою учебу и досуг, что положительно сказывается на последующей карьере во взрослой жизни.

  • Инициативность и стремление к самосовершенствованию: дети стремятся к новым знаниям, растут над собой, находят нестандартные решения в различных ситуациях.

Дети с ранних лет понимают, что такое личное пространство, умеют учитывать интересы других людей.

Есть у системы и свои недостатки:

  • Отсутствие простых игр, не связанных с обучением. Мария Монтессори считала, что фантастические ролевые игры, сказки не формируют нужные навыки у ребенка;

  • Так как дети занимаются самостоятельно, им в дальнейшем сложнее адаптироваться и работать в группе, у них низкая социализация;

  • Ребенок отвыкает подчиняться взрослым, как незыблемым авторитетам, у него есть свое мнение. Поэтому, ему сложно адаптироваться к условиям обычной школы и необходимой иерархии.

Поэтому рекомендуется использовать комплексный подход к развитию ребенка, мягко специализируя его и приучая к дисциплине.

Как создать развивающее пространство по Монтессори дома

Воспитывать и обучать ребенка по методике Марии можно и дома. Есть несколько простых правил:

  • Организовать зонированное, оборудованное пространство, отвечающее всем потребностям малыша. Лучше всего использовать открытые стеллажи, чтобы ребенок мог легко видеть все имеющиеся материалы и иметь к ним свободный доступ. Пространство должно создавать ощущение порядка и не должно быть визуально перегружено, чтобы ребенку было удобно выбрать несколько игрушек и чередовать их. Для этого можно разложить разные категории развивающих материалов и игрушек в прозрачные контейнеры и иногда менять их местами. На полу можно разместить корзины с крупными предметами, например, с мечами, куклами или кубиками, и завести порядок, чтобы эта корзина всегда возвращалась на место. Если у вас есть такие большие игрушки как железная дорога с поездом, нужно убедиться, что в комнате, где она лежит, есть место для игр с ней. Если места не хватает, то лучше определить игрушку в другую комнату.

  • Требуется соответствующая возрасту и росту ребенка легкая мебель, низкие полочки и ящики. Оформление комнаты рекомендуется делать в пастельных тонах, с натуральными материалами. Обязательно наличие коврика и инструментов для самостоятельной уборки;

  • Необходимо иметь наборы для творчества и исследования – музыкальные инструменты, принадлежности для рисования, наборы для лепки, пазлы, конструкторы;

  • Также необходимо иметь набор детских книжек и несколько комплектов одежды, чтобы ребенок мог выбирать по своему вкусу.

Рекомендуется приучать к самостоятельному приему пищи, оборудовав уголок с фруктами, поставив посуду ребенка: тарелки, приборы, чашки или поильник. Ребенку можно доверить простые задачи, за которые он будет нести ответственность, например, покормить домашнего питомца или полить комнатное растение.

На фото: Набор детской посуды LUKNO, белая слива и Набор детской посуды LUKNO, мягкая глина

Здорово, если у ребенка будет свой домашний питомец и комнатное растение, ответственность за которые будет нести только он.

Развивающие игрушки Монтессори для детей

Комплекты игрушек и развивающих наборов приобретаются в зависимости от возраста и интересов малыша. Лучше выбирать изделия из натуральных материалов – древесины, тканей, глины. Для творчества и обучения широко применяется природное сырье – шишки, перья, хвойные иглы, цветные камни и ракушки, крупы.

Сортеры

Полезны для детей от 0,5 до 3 лет. Развивают мелкую моторику, воображение, дают понятие о формах, размерах и других признаков объектов. Могут быть в форме домиков, дощечек с фигурками, с музыкой, в виде рамок.

На фото: Деревянная игрушка-сортер Sebra "Сумерки"

Рамки-вкладыши

Предназначены для детей от года до 6 лет, в зависимости от состава и сложности. Имеют вид плоских планшетов с углублениями, в которые необходимо вставить соответствующие по форме, цветам, размерам фигурки. Помогают развивать пространственное мышление и моторику.

На фото: Набор игровых блоков LUKNO, мульти микс

Деревянные пазлы и лабиринты

Игрушки для интеллектуального развития детей от года и до школьного возраста. Разнятся по конструкции и сложности. Могут быть в виде плоских досок с фигурными деталями или вырезанными лабиринтами-дорожками, спиралей и пирамид с множеством мелких деревянных косточек или фигурок. Развивают логику, пространственное мышление, моторику.

На фото: Деревянный пазл Sebra "Сумерки"

Музыкальные инструменты

Уже с года можно приучать ребенка к дудочке, барабану или ксилофону. Ребята постарше увлеченно осваивают игру на инструментах – гитаре, скрипке, флейте и барабане, рояле. Развивает способность к творчеству, самовыражению, мелкую моторику, слух.

На фото: Игрушечная гитара Kid's Сoncept

Сюжетно-ролевые игры

К данному виду развивающих игр дети начинают проявлять интерес в 5-6-летнем возрасте. Тематика может быть самой различной. Сегодня можно купить наборы парикмахера, врача, визажиста.

На фото: Набор доктора Kid's Concept

В процессе работы по методике Монтессори, следует запомнить золотое правило: нельзя давить на малыша. Если он не хочет играть в какую-либо игру, у него нет желания осваивать скрипку, стоит предложить гитару и другой вид конструктора, сортера. Требуется уважать интересы и желания ребенка, и его не нужно будет принуждать.

Фото: karschnerandco.com

Назад

Ваш комментарий
Вход / регистрация
(для оптовых покупателей)

Вам необходимо выполнить вход как оптовый покупатель.
Если вы не зарегистрированы как оптовый покупатель,
вам нужно пройти регистрацию

Вход / Регистрация